Персональная выставка Ольги Волковой

История написания одной картины

Интервью Ольги Волковой об окончании Академии
и об истории написания дипломной работы
Выставка посвящена деятелям культуры, которые всеми силами спасали произведения искусства, национальное достояние и, несмотря на тяжёлые времена, верили, что работы вернутся целыми и невредимыми из эвакуации, и собрание шедевров Эрмитажа засияет с новой силой.

ПОДВИГ ЭРМИТАЖА

Дипломная работа выпускницы Санкт-Петербургской Академии Художеств имени Ильи Репина Ольги Волковой, мастерская В. Песикова
Во время войны большую роль в сохранении сокровищей Эрмитажа сыграли его сотрудники. Они спасали национальное достояние, спасали нашу культуру. Бок о бок трудились ученые с мировым именем, академики, хранители отделов, реставраторы, простые рабочие, пришли на помощь студенты Академии Художеств. Не жалея сил, рискуя своим здоровьем, они вели упаковку экспонатов круглые сутки. В короткие сроки было собрано два эшелона и отправлено в Свердловск. Третий, из-за ухудшения ситуации на фронте, остался в Ленинграде. Но даже в такое тяжелое время сотрудников музея не покидала вера в то, что коллекция вернется, работы будут спасены и Эрмитаж воскреснет в своем былом величии.

Сокровищам не впервые предстояло покинуть берега Невы. На протяжении своей истории Эрмитаж уже пережил две эвакуации. В сентябре 1812 года, когда Наполеон вступил в Москву и опасность стала угрожать Петербургу, из столицы были вывезены царские коллекции через Ладожское озеро в район Петрозаводска.
Вторично эвакуация выпала на долю Эрмитажа в 1917 году. Незадолго до Октябрьской революции Керенский распорядился вывезти из Петрограда "имущество бывшего царя". Часть музейных ценностей была отправлена в Москву и укрыта за стенами Кремля. Через восемнадцать дней, 7 ноября 1917 года, сокровища Эрмитажа стали народным достоянием, но лишь спустя три года вновь воссоединились в стенах уже советского Эрмитажа его разлученные коллекции.

В третий раз эвакуация выпала на 1941 год. Для экспонатов специально были подготовлены ящики, сотни ящиков всех размеров и габаритов: и высокие, и плоские, и короткие, и длинные… Рулоны упаковочной бумаги, кипы прессованной стружки, тонны ваты, мешки с дефицитной пробковой крошкой, километровые полотнища клеенки.

Композиционное решение диплома аллегорически напоминает сюжет «снятия с креста». Крестовина подрамника как символ креста. Когда в огромных залах эхом раздавались звуки молотков, стучали, заколачивали ящики с картинами, по воспоминаниям сотрудников музея создавалось ощущение что заколачивают гробы… В картинах живет душа Эрмитажа, без них он пустеет, замирает, впадает в сон, но лишь на мгновение, чтобы потом воскреснуть вновь благодаря сотрудникам музея, которые проявили верность, преданность искусству, спасли ценой своей жизни.

Объявление войны было неожиданной пугающей вестью. Вызывало смятение, тревогу в сердцах людей, беспокойство за близких, раздумье о будущем... Во время написания данных работ я переслушивала 7-ю симфонию Шостаковича. Очень сильное произведение, которое не оставляет равнодушным. Звуки рождают в голове образы военного времени, трагичные, тяжёлые.
работа над образом

значимая фигура

Этюд для образа директора музея. Ольга Волкова
Портрет на красном. Ольга Волкова
Голова старика в профиль. Ольга Волкова
Директор Эрмитажа в 40-е годы Иосиф Орбели был фигурой значимой. «…Сотрудники видели его и неистово гневным и беспредельно мягким, веселым и мрачным, чем-то огорченным или чему-то радующимся, но никто не видел его равнодушным. Всегда бурно проявляющий свои чувства, он вдруг предстал в первый день войны неожиданно спокойным и оставался таким все последующие дни, даже когда без устали носился по зданию эвакуируемого музея, неизменно оказываясь там, где непременно нужен был в данную минуту… «(цитата из книги С. Варшавского и Б. Реста «Подвиг Эрмитажа»). Я долго обдумывала образ директора Эрмитажа, было написано несколько этюдов, чтобы изучить характер героя, поймать его главные черты, а также
передать освещение. Нужно отдать должное натурщикам, которые проживали эту роль и изучали еë вместе со мной, им было интересно узнать о личности их героя. Игорь Миронов («Портрет на красном», этюд фигуры) — человек творческий, актёр, писатель, и он по-настоящему перевоплотился в директора, искал нужное движение, жест, представлял как бы он вёл себя на месте Орбели… очень ответственно отнесся к образу своего персонажа, даже подсказал идею поместить ручку в верхний карман пиджака: «Он, — говорит, — человек ученый, серьезный, наверняка носил её с собой»... Я пересмотрела документальные фото и действительно, в кармане ручка!
проработка характеров

этюды

120х65 см, холст/масло, 2022г.
50х45 см, холст/масло, 2021г.
35х45 см, холст/масло, 2021г.
55х90 см, холст/масло, 2021г.
81х120 см, холст/масло, 2021г.
35х30 см, холст/масло, 2021г.
50х45 см, холст/масло, 2021г.
варианты композиции

разработка дипломной картины

«22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие — все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья» — вспоминал директор Эрмитажа академик И. А. Орбели.

На слайдах два варианта композиции (с фрагментами), написанные на 5 курсе Академии:
1.1. Эвакуация картин Эрмитажа на Урал в 1941 году. Фрагмент.
1.2. Эвакуация картин Эрмитажа на Урал в 1941 году.
2.1. Эрмитаж. 1941 год.
2.2. Эрмитаж. 1941 год. Фрагмент.
«…Наиболее крупные по размеру картины были сняты с подрамников и накатаны на валы… На каждый вал накатывалось от 10 до 15 картин, переложенных бумагой. Зашитые в клеенку валы укладывались в прочные продолговатые ящики и укреплялись наглухо на специальных стойках. Ввиду длительности операции снятия больших картин с подрамников, неизбежности повреждения при этом кромок холста, а также возможного образования трещин, этот способ был ограничен только пределами строгой необходимости, то есть он был применен только для тех картин, размеры которых не дали бы возможности внести их без снятия с подрамника в вагон… Единственное исключение было сделано для «Возвращения блудного сына» — последнего великого, быть может, самого великого творения уже слепнущего Рембрандта. Оно было святыней человечества, порой ради него одного приезжали в Эрмитаж паломники со всего мира. Размер этой картины — 262 сантиметра высоты и 205 сантиметров ширины (5,37 квадратных метров!), но никто в Эрмитаже не решился снять ее с подрамника и накатывать на вал, подобно другим полотнам. Ящик из досок толщиной в три сантиметра, специально изготовленный для «Возвращения блудного сына», ещё более увеличивал габариты огромной картины, и хотя все было заранее точно высчитано, никого не оставляла тревога, протиснется ли громадина ящика в двери вагона… «

(цитата из книги С. Варшавского и Б. Реста «Подвиг Эрмитажа»)

Мне показалась интересной история эвакуации картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Я разрабатывала эскизы и композицию на этот сюжет. Даже были мысли взять именно этот сюжет в качестве дипломной картины. Но эскиз в итоге я выбрала другой, однако к этому варианту всë же вернусь и осуществлю замысел, напишу его обязательно!

На слайдах:
1.1. Эвакуация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
1.2. Эвакуация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Фрагмент
2.1. Зал Рембрандта в 1941 году.
«…Залы Эрмитажа в дни блокады производили сильное впечатление: в них гулко звучали шаги, фанера в окнах создавала и днем полумрак, а в роскошных позолоченных рамах зияла пустота. Однако, в эти тяжёлые дни сотрудники Эрмитажа, находившиеся на казарменном положении, продолжали работать по своим научным темам…»

(цитата из книги С. Варшавского и Б. Реста «Подвиг Эрмитажа»)

Меня поразила преданность сотрудников своему делу: несмотря на усталость, голод, тяжелый физический труд в военные будни (тушение зажигательных бомб, дежурство на крыше музея, залах и в коридорах), сотрудники писали доклады, статьи, изучали языки, читали книги. Именно это помогало им отвлечься от тяжелых, тревожных мыслей, чувства голода…

На слайдах один из вариантов изображения этой темы, написанный еще на 4 курсе:
1.1. «Эрмитаж в годы войны» 62:105, холст/масло, 2019 г. Фрагмент.
1.2. «Эрмитаж в годы войны» 62:105, холст/масло, 2019 г.
натурщики

этюды

Эти портреты и фигуры писались с целью изучения характеров персонажей, хотелось передать пластику, движение, освещение. Это был интересный опыт ставить модель в определенной позе, так как задумано на эскизе и смотреть, как это будет выглядеть с натуры и опять же потом этот натурный материал перерабатывать и создавать образ уже на дипломной картине. Мне очень повезло с натурщиками, которые впоследствии стали моими друзьями, было очень приятно с ними работать и общаться. Каждый был заинтересован процессом создания диплома, и мне хотелось, чтобы они были частью этой истории. Спасибо им большое за усердие и помощь! Без них бы картина не состоялась!

осуществите свою мечту

с DA's ART depot

Некоторые работы, представленные на выставке, можно купить на сайте, связавшись с менеджером здесь или позвонив телефону +7 9 167 010 338
Об идее создания картины
«Последний подвиг Эрмитажа. 1941 год»
Музейная драма
Из интервью с художницей Ольгой Волковой для сайта Академии художеств Страницы памяти, 10.03.2024, автор Мария Чечегова
Новый герой нашей рубрики «Опыт осмысления» - художница Ольга Волкова. Она рассказала нам о своей первой большой картине «Подвиг Эрмитажа» (2022). Рассматривая полотно и его детали мы становимся свидетелями эвакуации музейных ценностей из великой сокровищницы в начале Великой Отечественной войны. И мы традиционно поинтересовались у автора, что именно заставило художницу написать картину о Великой Отечественной войне? Что привлекло Ольгу в сюжете из бытовой жизни музея?
... Подобно старым мастерам, художница подошла с пристальным вниманием к изображению главных персонажей, которые сопровождают взглядами основное действие. В экспериментальных этюдах к картине заметны лица людей, которые без тени сомнения, смятения и растерянности следуют завету “делай то, что должен”: ловкие монтажники снимают со стены картины, тут же рядом скромная молодая девушка ведет учетные списки. В противовес их активности - две фигуры: старого директора И. А. Орбели и смотрителя. Их лица задумчивы, им не верится, что настали суровые времена, когда картины, провисевшие целые столетия, внезапно должны покинуть родные стены. Они не желают все потерять, не хотят верить в то, что шедевры больше не вернутся. В своем рассказе о картине художница особо уделила внимание фигуре молодой сотрудницы, делающей опись произведений: «Она выделяется на фоне остальных, потому что, хотелось изобразить светлый, молодой, чистый образ как образ мирного будущего после войны».  И в этот момент становится очевидно, что автор прекрасно овладел правилами «старых мастеров», когда отчетливо видна вся масштабность действия и даже его исход - в облике одного из героев. Каждый персонаж процесса эвакуации по-своему вовлечен в общий размеренный ритм музейной рутины, за которой на самом деле скрывается великая миссия, требующая самого трепетного подхода (полностью прочитать статью можно здесь)
Фастунова Надежда
магистрант факультета теории и истории искусств АХ имени И. Е. Репина, художник-реставратор станковой масляной и темперной живописи, член Союза молодых художников Санкт-Петербурга
Дипломная картина – это практически всегда самая первая крупная и ответственная работа в жизни каждого выпускника художественного заведения – именно с ней он выходит в мир и заявляет о себе уже как сложившийся художник: со своей философией, взглядом на мир и визуальным опытом.

Идея создания картины «Подвиг Эрмитажа. 1941 год» возникла у Ольги ещё за 5 лет до написания диплома – на 1 курсе, в год поступления в Академию Художеств имени Ильи Репина и переезда в Санкт-Петербург. Тогда же был написан первый эскиз. Как говорит художница в интервью галерее, «сам город навевает эти темы», и к тому же Эрмитаж – место вдохновения многих студентов Академии Художеств и будущих мастеров - находится совсем недалеко от альма-матер. И тема блокады города – это одна из таких поистине сложных и объемных тем, к «страшным 900 дням и ночам» которой еще будут возвращаться художники нашего и будущего времени.

Окончательно идею большой картины утвердило прочтение художницей книги «Подвиг Эрмитажа» Варшавского С.П. и Реста Ю.И., а также копийная практика в музее, которую традиционно проводит Академия Художеств после 3 курса. К слову, Ольга копировала одну из портретных работ Рембрандта в одноименном зале Эрмитажа, и один из вариантов будущего диплома был посвящён именно эвакуации шедевра мастера «Возвращение блудного сына» - его можно также увидеть и прочесть об интересной истории его создания на виртуальной выставке.

история картины в фотографиях

Из мастерской

Ольга Волкова
об авторе выставки
В своих работах художница Ольга Волкова благодаря, казалось бы, незначительным деталям обыденной жизни, какого-то мимолетного состояния природы или настроения человека, показывает зрителю всё то прекрасное, что, обычно, он перестает замечать из-за суетливого ритма жизни.
на страницу художницы