Отзыв филолога Полины Штыковой-Жуховицкой
О выставке «Посвящение победе»
Современное искусство порой похоже на королевство кривых зеркал. Вглядываешься — а в отражении всё перевёрнутое: вместо глубины — пустота, вместо оригинальности — плагиат, вместо настоящих эмоций — красивая, блестящая обёртка, не имеющая ни ценности, ни смысла. Но, к счастью, всегда бывают исключения.
Если вкратце отвечать на вопрос о том, почему выставка галереи DA's Art Depot обрела такой успех, можно сказать следующее. Она честная. Настоящая. С чёткими линиями и чётким посылом, который просто невозможно игнорировать.
Когда страна отмечает 80-ую годовщину разгрома фашистских войск в Сталинградской битве, ключевым объектом внимания всё-таки должна стать память. Память о великом подвиге, который совершался для нас, живущих ныне. Не будем говорить о политике, ей нет места в искусстве. Скажем о том, насколько это важно, чтобы встретились два взгляда: измученный и уставший, но полный решительности взгляд героя, изображённого на картине, и внимательно-изучающий взгляд шестилетней посетительницы, вдруг переставшей дёргать мать за рукав...
Все художники, чьи работы вы увидите на выставке, — студенты и выпускники Санкт-Петербургской Академии Художеств имени И. Е. Репина, что уже говорит о компетентности и профессионализме. Абстрактных молочно-зелёных фигур и людей с глазами мёртвой форели вы на выставке не увидите, а вот бережно хранимые традиции русской реалистической школы — вполне.
Композиционно выставка разделена на три части. В первом зале размещаются пейзажи, отражающие красоту разных уголков нашей необъятной страны. Конечно, особое место занимает Петербург с его «задумчивыми ночами» и «строгим, стройным» видом.
Второй зал открывает «военную» тему. Самое примечательное в нём — синтез изобразительного искусства и скульптуры. Две картины К. Морозова на сюжет возвращения и скульптура Р. Давлетшина «Забытый» похожи тематически и гармонично дополняют друг друга. Отдельно, конечно, упомяну картину О. Калитени «Моя бабушка» — олицетворённый образ женской судьбы времён ВОВ. Посыл крайне ясен, считывается мгновенно (конечно, мы слышим эту фразу, которую повторяли наши бабушки и прабабушки в ответ на любые невзгоды и горести). Но можно найти и другой смысл. Помните, насколько тёплыми были эти руки, столько раз сжимавшиеся в кулаки на протяжении своей жизни? Полагаю, нам есть чему поучиться.
Экспозиция третьего зала строится вокруг дипломной работы Ольги Волковой (медалистки Академии) «Подвиг Эрмитажа». Честно говоря, эта картина действительно достойна Эрмитажа. Можно сколько угодно расписывать особенности композиции, цветовых и световых решений, но цепляет именно то, как глубоко молодому художнику удалось прочувствовать и передать состояние, которое тогда испытывали люди, изображённые на картине.
Выставка посвящена победе над врагом. Но ведь она ещё «побеждает» пустоту, бессодержательность и равнодушие. Есть известная фраза Матисса о том, что творчество требует мужества. И действительно, нужна очень большая смелость, чтобы в эпоху кривых зеркал создать настоящее.
У художников галереи DA's Art Depot это получилось.